Перейти к содержимому
Скнятинский форум

Скнятинцы и Скнятино

  • записи
    3
  • комментарий
    1
  • просмотра
    10 152

Об этом блоге

Главы из будущей книги Куприянова Евгения Сергеевича

Записи в этом блоге

 

Мерцание одинокой лампады

«Есть люди, которые, если бы воскресить их, сами удивились бы неожиданному блеску, окружающему их имена. Другим, с правами существенными, с заслугами неоспоримыми, нет удачи. Новый Свет, открытый Колумбом, до сих пор называется Америкой! Эта история беспрестанно повторяется во всех возможных размерах. Всего чаще подобные несправедливости случаются в тихой области науки, где блистательнейшие подвиги совершаются безмолвно, в глубокой неизвестности, при скромном мерцании одинокой лампады. Тут забвение так легко, что часто бывает неумышленно. Лампада гаснет, и никто не замечает ее отсутствия, потому что никто не замечал присутствия...» Кто бы мог подумать, что эти мудрые и бесспорно поэтичные строки, актуальные, кажется, сейчас как никогда, написаны одесским писателем и журналистом Надеждиным 150 лет назад о малоизвестном в широких кругах, но внесшем неоспоримый вклад в историю, литературу и богословскую науку первом русском докторе богословия Палладии Роговском! А вклад Палладия в науку и общественную жизнь России был настолько велик, что, по обыкновению, с трудом понят и оценен современниками.
На чудесном по красоте берегу реки Нерль, прославленной еще в древних славянских легендах, стоит красивая деревня с милым названием Рог. Бог весть, откуда произошло название: то ли от причудливого оврага, то ли из-за живописного излома реки, но название это так и вошло в историю. Именно там в 1655 году во владениях Калязинского Троицкого Макарьевского монастыря родился в семье крепостных крестьян будущий великий ученый, церковный писатель, педагог, проповедник, переводчик, ректор Славяно-греко-латинсокй академии Палладий Роговский. Фамилию свою будущий теолог получил, по всей вероятности, именно от названия своей деревни.
С деревней Рог я впервые познакомился еще дошкольником. Шла война, и по железнодорожному мосту через Нерль без пропуска проходить было нельзя, его охраняли военные. Бабушка как-то вместе со мною решила навестить свою сестру в деревне Устинове. В эту деревню можно было попасть, переехав Нерль на лодке. Перевозчик жил в Рогу. Запомнился с того майского дня весенний нерльский берег и что-то вроде оврага, разделяющего деревню на части.
Через несколько лет я буду каждый день проходить деревню Рог по дороге в Капшинскую семилетнюю школу. Там жили одноклассницы Нина Шистко и Люся Сорокина. В седьмой класс из Устинова, куда осенью 1951 года переехали в новый дом родители, в школу я ходил один. Весной и осенью в сухую погоду добирался до Капшина на велосипеде, в объезд через мост. Пользовался также паромом, который связывал Устиново и Рог. Паром представлял собой два баркаса, соединенные прочным настилом. Паром выдерживал две конные подводы с грузом. На нем из Устинова на молокозавод возили бидоны с молоком Иван Гунин и его сын Николай. Случалось, что переправляться на другой берег приходилось одному, отталкиваясь деревянной «колотушкой» от троса. Очень нелегкое было это дело, особенно при встречной волне.
3имой приходилось мерить пять километров пешком. Чтобы не шагать дальнюю дорогу в одиночестве, рано утром заходили в дом Шистко. Здесь собиралось и ученики из дальних деревень (Коротково, Красная Горка, Селищи.) Вместе еще затемно начинали свой нелегкий путь в школу. Нередко мы первыми торили дорогу, заметенную за ночь снежной метелью.
О том, что Рог имеет многовековую историю, мы слышали от старожилов. Но о Палладии Роговском никто ничего не говорил. Позже, когда я работал заведующим клубом, часто приезжал по делам в Рог, где находилась контора торфопредприятия «Гривки». Но о Палладии Роговском по-прежнему не слышал. Жили в небольшой деревне Рог колхозница А. Архарова, работник торфопредприятия И. Авсеев с семёй, семья стрелочника В. Озерова, акушерка П. Коноплева, медсестра П. Низова (Силаева).
Узнал о знаменитом земляке из калязинской краеведческой литературы лишь в начале XXI века. Стал собирать материалы. Написал в Тверскую и Тамбовскую епархии. Ответа не получил. Из Твери прислали короткую справку, очевидно, из Интернета. На кафедре философии Рыбинской авиатехнологической академии также ничего не могли сообщить о Палладии Роговском. Тогда я обратился в Ярославскую областную библиотеку с просьбой сделать ксерокопии статей о Палладии Роговском, опубликованные в журнале ХIХ века. Там нужных номеров не оказалось. Выручила двоюродная племянница Ольга Куль – работница библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге. Она прислала ксерокопию статьи о Палладии Роговском, опубликованную в журнале «Сын Отечества» в 1840 году... Так постепенно сформировался образ знаменитого уроженца Скнятинской земли, первого русского доктора богословия.
В юности Палладий Роговский принимает монашеский постриг, оказывается в Москве, где знакомится с первым епископом учрежденной только что Тамбовской губернии и уезжает с ним в Тамбов, где становится дьяконом. Карьера в Тамбовской епархии не сложилось. Епископ Леонтий был вскоре лишен сана за мздоимство, и молодой Палладий возвращается в Москву, где рассказывает патриарху о своей жажде знаний, после чего получает разрешение поступить в греческую школу при Богоявленском монастыре. Там в это время преподают знаменитые ученые греки братья Лихуды. Их влияние на начинающего богослова было таким мощным, что Палладий принимает решение странствовать по Европе и учиться там богословию. Он приезжает в Польшу, где снимает с себя иноческий чин и поступает в иезуитскую школу. Затем он подолгу живет и учится в Силезии и Моравии. В это время он вступает в униатскую (Греко-католическую) церковь. Эта церковь при сохранении православных обрядов признает основные каноны именно католической церкви и подчиняется Папе Римскому.
Такой поступок был неслыханным по тем временам! Фактически бывший инок изменял своей вере, предавал свою родину. Тогда за это можно было жестоко поплатиться. Но Палладием Роговским руководило вовсе не стремление сделать карьеру в западной, более насыщенной ученьем церкви, и уж вовсе не мысли об отступлении от веры. Жажда знаний - вот ради чего решился он на этот рискованный шаг! После принятия униатства его зачисляют в Греко-униатский коллегиум в Риме. Там он учится семь лет и служит в церкви при коллегии сначала в качестве диакона, а затем священника. Заканчивает он школу с дипломом доктора богословия и философии.
После этого он направляется на западную Украину. Но, заехав в Венецию и познакомившись с русским князем Голицыным, принимает решение навеки вернуться на родину.
Возвращение было нелегким. Он подает прошение патриарху Андриану о прощении ему греха отступничества и говорит в свое оправдание правду: что он «присягнул латинству не сердцем, но едиными усты, желанием совершенного учения» Затем по приказу Патриарха Палладий письменно исповедуется в своих грехах, и письменная исповедь его становится настоящим глубоким богословским трудом. А знания его столь обширны и глубоки, что, несмотря на отступничество, он прощен и вскоре поставлен патриархом учителем Славяно-греко-Латинской академии и игуменом монастыря. А через год - ректором этой академии. За два года он ввел много новаторского в академии, внедрил в программу обучения все лучшее, что изучил в западных странах. В 1703 году великий русский ученый скончался.
В личной библиотеке Палладия было около 500 томов изданий святых отцов, полемических произведений и прочей редкой литературы. В Тверском музее хранится книга - минея с дарственной надписью Палладия Роговского, подаренная им «в дом Живоначальная Троицы и чудотворца Макария»
Похоронен ученый богослов в Москве, в Заиконоспасском монастыре, где находилась тогда Славяно-греко-латинская академия.

Мерль

Мерль

 

Что показали раскопки

Летом 1957 года я вместе с Виктором Муратовым и Геннадием Малышевым из деревни Волнога и Вячеславом Горшковым из деревни Красная Горка участвовал в раскопках стоянки первобытных людей в междуречье Волги и Нерли, которыми руководил известный советский археолог Дмитрий Александрович Крайнов. К месту работ мы приплыли на лодке. Впрочем, в больших раскопках особой нужды не было. Большое количество кремневых орудий древних людей лежало почти на поверхности в углублении песчаного кургана, вымытые сюда дождями. Здесь же лежали каменные топоры. Уже работая в Рыбинске, я познакомился с активистом общества охраны памятников истории и культуры Ольгой Петровой. Из разговора с ней узнал, что она неоднократно участвовала в экспедициях Д. А. Крайнова. Ольга дала мне его московский адрес. Написал ему. Было это в конце 1987 года. Ведь я тогда, в 1957 году, к сожалению, не поинтересовался итогами раскопок, тем, что открыл известный археолог в наших местах. Эти вопросы я задал в письме. Дмитрий Александрович ответил мне. Это письмо я сохранил. Вот что написал Д. А. Крайнов: «Уважаемый Евгений Сергеевич! Получил Ваше письмо. Оно напомнило мне давнопрошедшее… Мы с женой Марией Борисовной вспомнили – кто с нами был в Скнятино – молодых людей, в числе которых были и вы. Да, прошло 30 лет. Срок большой. За эти годы много воды утекло. Я, несмотря на свой возраст, пока продолжаю ездить на раскопки в Ивановскую и Ярославскую области. Был и в вашем районе и не раз. А сейчас осел в Переславском районе, где исследую многослойные поселения, датированные от 7 тысяч лет до нашей эры и кончая 1 тысячей лет нашей эры. Недавно у нас были американцы. Интерес к этим исследованиям возник и у нас, и за рубежом в связи с открытием нами новой, самой ранней неолитической культуры, названной нами «Верхневолжской», (V – VI тысячелетия до н.э.). В Скнятино я больше не был. Там тогда мы открыли слой с культурой позднего палеолита, а выше мы с вами исследовали мезолитический и неолитический слой». Последние сообщения особенно интересны. Заглянул в энциклопедический словарь. Уточнил, что палеолит – это «древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями. Занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 миллионов лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до н.э.» Что касается мезолитического и неолитического слоёв, о которых упоминает учёный, в словаре сказано следующее: «Мезолит – средний каменный век, переход от древнего к новому каменному веку (около 10 – 5-го тысячелетия до н.э.). В мезолит появились лук и стрелы, была приручена собака». «Неолит – новый каменный век (около 8 – 3 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились. Появилась глиняная посуда, прядение, ткачество». Вот и свидетельствуют археологические раскопки, что человеческая жизнь жизнь в моих родных местах зародилась много тысячелетий назад. Спасибо учёному-археологу Дмитрию Александровичу Крайнову за научное подтверждение высокой исторической значимости Скнятинской округи Калязинского района Тверской области. Где жили, чем питались первобытные люди? Наш земляк историк и краевед С. В. Кисловский в работе «Кашинский край» (1996 г.) пишет, что жили наши предки в естественных пещерах. Пищей им служило мясо животных, рыба, а также растительные продукты, в диком состоянии. Мясо чаще употреблялось сырым. С детских лет запомнилась иллюстрация в школьном учебнике, где запечатлена охота древних людей на мамонта. Загнанного в яму крупного животного с бивнями древние охотники добивали камнями. А жили ли мамонты в наших краях? С. В. Кисловский подтверждает: да! Не случайно в окрестностях с. Скнятино при раскопках были найдены зубы этого животного. В сентябре 1963 года вместе с женой Галей на лодке я приплыл на то место, где шесть лет назад участвовал в раскопках древней стоянки. Никаких следов былой жизни здесь мы уже не нашли. Постоянно бывающие здесь многочисленные рыбаки-любители, охотники, туристы, очевидно, собрали всё, что можно было собрать для домашних коллекций. В Калязинском музее тогда я тоже не увидел подаренные мной в 1957 году кремневые скребки, шильца и другие орудия первобытных людей, раньше выставленные в одной из витрин.

Мерль

Мерль

 

Начало

В этом блоге будут опубликованы главы из будущей книги "Скнятинцы и Скнятино" Куприянова Евгения Сергеевича. Автор родился в деревне Волнога в 1939 году.

Мерль

Мерль

×